Форум » О кино » Образ героя в фильмах жанра «плаща и шпаги» » Ответить

Образ героя в фильмах жанра «плаща и шпаги»

Мишель де Ле Ман: Часто встречаюсь с мнением, что Михаил Боярский играет одного и того же романтического героя-мушкетёра, суть которого одинакова. Так ли это? Часто мы делаем подобные умозаключения, исходя из внешних критериев. То есть, судим «по одёжки»! Раз они все при плаще и шпаге, стало быть, они одинаковы. Для иллюстрации возьмём образ дона Сезара де Базана и сравним его с другими образами из костюмных фильмов. Дон Сезар – если говорить кратко, то его мир держат три кита: Честь, Свобода, Любовь. В нём нет честолюбивых стремлений д’Артаньяна, который приехал в Париж за славой и карьерой. Помните, как дон Сезар просит короля отклонить дарованную ему должность губернатора? Д’Артаньян на его месте, скорее всего, принял бы назначение короля. Что деньги и карьера для таких, как дон Сезар? Пустота и суета. Он выбирает свободу – жизнь путешественника и поэта. И Маритана – его спутница отдаёт предпочтение, в конечном счете, его миру, который она по-настоящему начинает ценить, находясь в дворянской среде. В отличие от Морвеля дон Сезар бесстрашен. Представьте Морвеля, как бы он себя чувствовал на месте дона Сезара, который через пару часов должен отойти в мир иной? И мы видим как ведёт себя дон Сезар. Смерть для него - это ничто. Создаётся впечатление, уж простите за такое сравнение, что для него пойти на расстрел, это всё равно, что сходить в магазин. В отличие от кавалера де Брильи, дон Сезар прост и бесхитростен. Если б он встретил на своём пути де Брильи и д’Артаньяна они бы показались ему хитрыми и лукавыми. Дон Сезар не таков. В любой ситуации он всегда говорит и делает то, что чувствует - от души! Даже пошлости в его устах звучат вполне естественно. Поэтому среди простых людей он свой! Они, в свою очередь, чувствуют в нём ту же простоту. Не похож дон Сезар и на Теодоро. Да – они оба обладают поэтическим складом ума. Но первый лицемер, второй простодушен. Их поэзия различна. Первый пишет, чтобы услужить хозяйки, второй пишет, чтобы обнажить правду (в поэзии, наверное, он близок к Сирано де Бержераку). Их любовь тоже различна. Я не верю в любовь Теодоро, он рано или поздно предаст Диану. Он угодник и лжец! Я бы назвал его поведение стратегией гада. Любовь для него – это игра, «азбука, для тех, кто любит и желает». Скажите мне девушки, за что Вы любите, Теодоро? Я верю в любовь дона Сезара. Он отдаст жизнь за Маритану. Ибо все его поступки пронизаны искренностью. Ну что могу ещё сказать, Дон Сезар де Базан, пожалуй, самый настоящий из всех героев жанра плаща и шпаги! Господа, а как вы считаете, все ли герои Боярского в фильмах жанра плаща и шпаги похожи друг на друга?

Ответов - 11

Анела: Конечно же все герои в исполнеинии Боярского - разные. Прежде всего по драматургии, затем различны по режиссерскому решению, ну и наконец они полностью по-разному сыгранны. Те качества, которые вы перечислили, сравнивая трех героев, они скорее всего касаются литературной основы. Если же говорить об актерском мастерстве и решении роли, то нужно начать с Теодоро из "Собаки на сене", как с первой серьезной роли данного амплуа. В моем понимании, Теодоро - человек, который умом и талантом уже давно превзошел своих хозяев, а не только "коллег" по дому. Он вынужден жить по данному правилу отношений "слуга-господин". В доме, он только слуга, лакей и , как Вы сказали, угодник для своей госпожи. В душе же он понимает, что достоен большего, нежели лакейской жизни и любви Марселы, но вынужден довольствоваться малым - такова его судьба. Он не верит своему счастью, когда Диана признается ему в любви, ведь в душе он столько раз представлял себя вместе с ней, но вот ему дается шанс. Он- красив, талантлив, умен, он бы смог умело повести интригу, если бы был достаточно хитер, как , например , его собственный слуга. Вот уж кто мастер на интриги и своего шанса не упустил бы никогда. Но Теодоро слишком благороден, он знает, что это значит для Дианы и поэтому уступает в ее борьбе между страстью и честью. Он возращается к Марселе, как к своей участи и уходит от нее опять, понимая, что все-таки она - не его судьба. Видя какие мучения приносит Диане его присутствие в доме и невозможность обладать друг другом - он принимает решение уехать. Он - благороден, он не хотел причинять боль своей хозяйке, потому что боготворил ее . А Марсела - была лишь увлечением, как и он для нее. Боярский играет свою роль очень тонко и нежно, его герой нерешительный романтик, который будет грезить, но не предпринет никаких решительных шагов, которые могут задеть честь. Да, в самом начале, он одурманен своим внезапным величием, ему хочется скорей избавиться от Марселы, так как впереди его ждут любовные утехи с самой хозяйкой и богатство. Но когда он понимает, что для Дианы он не просто игрушка, когда он осознает, что и Диана для него важнее всех на свете - он вынужденно и осознанно отступает. " Я уезжаю в дальний путь, но сердце с Вами остается"... И лишь только счастливый случай соединяет их!

Анела: Я думаю, что Д'Артаньян - очень точно сыгран Боярским, как и задуманно режиссером, если он что-либо задумывал, а не получилось это случайно. Конечно же, Боярский очень обогатил эту роль своими личными качествами, которые и будут потом нами восприниматься как истинные мушкетерские. В книге - Д'Артаньян- очень хитер и ловок, он, если ему надо подслушает, обманет и предаст. Вспомните его интрижку с Миледи, с Кэти или его поступки по отношению к друзьям в "Двадцать лет спустя", не вполне честные и благородные. В фильме, я имею в виду первую трилогию, Д'Артаньян - это простодушый, храбрый и честный мушкетер. В самом начале он ошарашивает нас своей открытостью, наивностью и каким-то щенячьим восторгом от любого приключения. Вспомните хоть один крупный план Боярского в первой серии - его восторженные глаза, полные жизни, задора и ума. Мальчишеский авантюризм, упоение от счастья иметь таких друзей, любить такую женщину, быть нужным королеве и вдруг все обрывается. Он еще мальчишка, когда на его руках умирает Констанция. Пожалуй, он впервые в жизни сталкивается со смертью. Нет он убивал, конечно, но "смерти он не видел", не замечал. Он плачет вназрыд, не стесняясь своих друзей, он прощается с детством. Эти последние кадры 2-й серии и, особенно, песня - полны трагизма человека, который не может смириться с утратой. Этот сначало нежный шепот "Констанция", который потом переходит почти на крик - не оставляет никого равнодушным. В следующей 3-й серии - это уже взрослый человек, глаза - полные старческого всепонимания и печали. Нет он еще молод, силен, но видно, что человек стал вдруг намного старше и жестче. Он борется с самим собой, когда казнят Миледи, но он уже не так добр, как прежде. Он уже знает цену жизни. Он теряет любовь, но находит друзей, как ему кажется, котрые заменят ему многое. Сбывается мечта - он становится лейтенантом мушкетеров, но особой радости ему это уже не приносит... Я склонна думать, что очень многое Боярский придумал сам. Во-многом, потому что совпадал психофизически с героем. До появления фильма, у каждого был свой Д'Артаньян, ну а после выхода фильма мы уже другого себе не представляем,все это заслуга как режиссера, так и комозитора, ну и в большей мере все-таки артиста.

Анела: Этот герой был в свое время любимцем в театральных кругах, его ставили во многих театрах СССР. Дон Сезар де Базан - один их типичнейших представителей героев плаща и шпаги. К сожалению, фильм уже не стал таким событием, как "Собака на сене", но все равно остается любимым. Дон Сезар в отличие от остальных героев, которые хотят чего-то достичь, уже все это имел и потерял. Он обыкновенный голодранец с благорродным сердцем кавальера, которому нечего в жизни терять, кроме возможности еще раз полюбоваться той красоткой-цыганкой с площади. Он знает, что проиграл в этом мире, где правит Дон Дублон и министры с придурковатыми королями, он даже охотно прощается с жизнью - ее не жалко потерять. Но случай и он остается жить и ведет подпольную борьбу за справедливость. Он ненавидит богатство, титулы, ему милей свобода и простор полей. Ему повезло с Маританной, она от рождения любит тоже, что и он. В этм фильме банальна сама драматургия, режиссура не глубокая, и роль очень плоская, состоящая из одной краски, которую Боярский пытается вытянуть, но не получается. Положительный герой, с положительнми поступками, который хитростью побеждает врагов и ставит их на свое место. Вот и играет Боярский свою роль хорошо и правильно, но в итоге получается банально, а жаль...


Анела: Я считаю эту роль настоящей удачей Боярского. Это же отрицательный персонаж, ненавидящий Россию, шпион и жадный до богатства холлуй французского двора. Но посмотрите, что с ним происходит, когда он влюбляется в Анастасию. Как все это блистательно сыгранно! Видно, что этот человек не раз в своей жизни предавал, был дамским угодником, плел интриги, наверняка убивал и ради богатства был готов пойти на все. Но вот на его пути женщина, с которой он забывает про все на свете. Он жесток, он даже злобен по своей натуре, но с ней он трогателен и нежен. И так и хочется сказать,что дура эта Анастасия, которая не может заставить себя его полюбить, только потому, что он чужой иностранец. Сколько тоски в его глазах, когда она от него уезжает, сколько любви и понимания ее поступка. Она женщина-мечта, принцесса его грез. Эта роль мечта любого артиста, потому что в конце второго фильма, де Брильи отдает свою жизнь ради любимой и он еще успевает прочесть в ее глазах небезразличие к нему, он успевает перед смертью стать счастливым и все-таки любимым. Блестяще сыгранно, мастерски и очень точно! БРАВО!

Мишель де Ле Ман: Вы правы, Анела! Д'Артаньян-Боярский куда более благороден, чем в книге у самого Александра Дюма. Вспоминаю слова Ирины Алфёровой, которые лично слышал из её уст: "Наш Боярский Д'Артаньянестее всех Д'Артаньянов!"

Мишель де Ле Ман: А вот про дона Сезара всё же не соглашусь! Этот Образ Сезара вовсе не банален. Банальность, скажем, заключалось бы в том, если бы он стал губернатором, как, например, Питер Блад из "Одисеи капитана Блада"... Разве дон Сезар хитрый?! Хитрый как раз его противник - первый министр.

Анела: Я имела в виду "банальность" образа только в хорошем смысле. Дон Сезар настолько добродушен, свободолюбив, честен и благороден, что его поступок не кажется нам чем-то из ряда вон выходящим - он предсказуем. Поверьте, он настолько положителен, что даже мое упоминание о его хитрости вызвало у Вас вполне оправданное возмущение. Раньше такую роль на театре называли "голубой" не имея в вду сексуальную ориентацию. Просто написанная одной краской - положительной и если бы не внутренний природный темперамент МСБ - роль могла бы быть провальной. А он многое внес своего: колкости, ехидства, иронии - всего этого не было в пьесе, насколько я помню... Мне, честно говоря, гораздо интереснее неоднозначные герои и их поступки в исполнении МСБ. Кстати, Вы заметили, что любая отрицательная роль в его исполнении становится главной и... положительной?! Начиная с харизматичного и ну очччень привлекательного Волка, которому ну только шпаги не хватало, а так прямо франт городской среди деревенского сброда, помните "Да! Это - не Париж!!!". Тот же де Брильи, а его герой в фильме "Узник замка Иф" ведь его становится так жалко в конце фильма?!

Мишель де Ле Ман: Да, наверное неоднозначность в героях М.Б. всё же интересней у него получается. Потому как он сам неоднозначен. Как-то на концерте в Москве Михаила Сергеевича спрашивали: "А почему вы последнее время играете отрицательные роли?" На что он ответил: "А кто это у меня такой положительный? У меня все герои отрицательные. Правда они такие все из себя благородные..." Когда у М.Б. герой "конфликтный", ему есть где развернуться, как впрочем и любому талантливому актёру. Но гораздо сложнее человеку внутренне противоречивому сыграть цельного, собранного, идеального. Нужно до него ещё дорасти духовно. Это может так казаться, что раз положительный герой прост - значит просто его сыграть. Но быть простым в жизни не просто. Это ведь смелость надо иметь, чтобы говорить то, что ты думаешь, обнажая свою душу и при этом не бояться последствий. И сыграть эту простоту на сцене очень и очень сложно. Сразу фальш видно, что ты играешь, а не живёшь, не прибываешь в этой простоте, не стремишься к ней, не веришь в неё. А если актёр не верит в существование Идеальных героев, тогда зачем же их играть?

Анела: Полностью согласна с Вами! Поэтому и трудно так играть князя Мышкина, не каждому актеру это удается! Я думаю, что сугубо положительные герои у МСБ были - Луис (это как бы Дон КИхот в молодости)из "Дульсинеи Тобосской" и Овод, к сожалению про эти спектакли я только слышала и могу только фантазировать, как хорошо это было. Вообще к теме Дон Кихота, я уверенна, Боярскому придется рано или поздно обратится - это его тема. Но пока он для этой роли еще слишком молод. Вот бы еще Сирано сыграть - это было бы опять точное попадание в цель. Почему режиссеры этого не видят???!!!

Мишель де Ле Ман: Удивительно, но я тоже представляю себе Сирано в образе Михаила Боярского. Довелось посмотреть спектакль с участием Александра Домогарова. Ну не то совсем. Внешне - да, впечатляет. Но нет внутренней силы. А вот у Депардье много лучше получилось. Ещё на мой взгляд Боярскому подошла бы роль Бенвенуто Челлини из "Асканио". Я к сожалению тоже не видел "Овода" и "Дульсинеи..." Есть пластинка "Овод" - с участием М.Б. - оценил. А песня Дон Кихота (скоро появится на сайте).

Анела: У Домогарова напрочь отсутствует темперамент. Вот спектакль с Райкиным мне нравился намного больше. Но надеется не на что. Боярский категорически отказывается играть в спектаклях. А уж то, что кино на эту тему снимут - тут вообще надежы мало.



полная версия страницы